Изменения в процедуре регистрации и учета недвижимого имущества 2017

Вопросы для юристов pravobox.ru
АУКЦИОН
БЕСПЛАТНО
Ошибка
Неверная пара логин пароль
Запомнить меня на этом сайте
Вход в личный кабинет
Регистрация
Зачем нужна авторизация?
Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион. За право ответить на него поборются юристы со всей страны. Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!
Регистрация
Вопрос на консультацию
шаг 1/3
Ошибка
Далее
Подтвердите, что вы не робот
Выберите боксера:
Отправить
  • Заданный Вами вопрос должен пройти модерацию, после чего, он будет доступен для ответа любому из юристов портала на странице первичной бесплатной консультации.
  • В случае если вопрос нуждается в более полном индивидуальном ответе на платной основе, обратитесь к любому из ответивших юристов или выставите вопрос на аукцион. Для этого нужно зайти на страницу консультаций авторизованным по логину и паролю отправленному вам по e-mail или создать новый аукцион в Вашем Личном кабинете.

С вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились.

Новый закон является более системным, он регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость, что позволило сократить сроки на регистрацию, а также отчасти упростило саму процедуру.

Рассмотрим основные изменения.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН) объединены в новый реестр – единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

  1. кадастр недвижимости;
  2. реестр прав на недвижимость;
  3. реестр границ;
  4. реестровые дела;
  5. кадастровые карты;
  6. книги учета документов.

Полномочия по кадастровому учету теперь переданы в Росреестр, что позволяет проводить процедуру кадастрового учета объекта одновременно с государственной регистрацией права в случаях:

  1. создания объекта недвижимости, за исключением объектов капитального строительства, связанных с атомной энергией и ядерным оружием;
  2. образования объекта недвижимости (за исключением изъятия/разграничения /перераспределения земель муниципального и государственного фонда);
  3. прекращения существования объекта недвижимости, в отношении которого ранее производился кадастровый учет;
  4. образования или прекращения существования части объекта недвижимости, на котором зарегистрированы ограничения прав и обременения.

В иных случаях государственная регистрация прав и кадастровый учет проводятся отдельно.

Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ), а не по месту нахождения недвижимости, как было раньше.

Сроки осуществления регистрационных действий сократились:

Процедура Росреестр МФЦ
на основании заявления
Регистрация прав 7 рабочих дней 9 рабочих дней
Кадастровый учет 5 рабочих дней 7 рабочих дней
Кадастровый учет и регистрация прав 10 рабочих дней 12 рабочих дней
на основании решении суда/уполномоченного органа
Кадастровый учет и/или регистрация прав 5 рабочих дней -
Арест, запрет совершать определенные действия, мера пресечения в виде залога, а также снятие записи о них 3 рабочих дня -
на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов
Кадастровый учет и регистрация прав 3 рабочих дня / 1 рабочий день при подаче документов в электронной форме 5 рабочих дней
Ипотека жилого помещения 5 рабочих дней 7 рабочих дней

Внесение сведений без участия правообладателей

Одним из ключевых изменений явилось закрепление порядка внесения сведений в ЕГРН путем межведомственного информационного взаимодействия. Порядок регламентирован главой 4 закона, содержит исчерпывающий перечень решений (актов), о принятии которых соответствующие субъекты обязаны предоставлять информацию в регистрирующий орган и случаи возникновения обязанности по предоставлению документов (сведений) в Росреестр у конкретных органов власти и иных лиц.

Среди них наиболее важных для граждан и юридических лиц можно выделить следующие случаи:

Основания предоставления документов и сведений органу регистрации прав
Субъект предоставления информации Основания предоставления
информации
Сроки предоставления
Суд вступление в законную силу судебного акта:
- о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным
3 р. дня со дня вступления в силу судебного акта
Суд или иной уполномоченный орган принятие акта:
- о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество;
- об установлении (снятии) запрета на совершение определенных действий с недвижимым имуществом;
- об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; либо
- о возврате залога залогодателю;
- об обращении залога в доход государства.
3 р. дня со дня принятия акта
Федеральная налоговая служба - о присвоении адресов объектам адресации;
- об изменении или аннулировании адресов объектов адресации.
5 р. дней со дня внесения в реестр сведений
Федеральная миграционная служба внесения изменений в сведения о физическом лице 5 р. дней со дня внесения изменений
Орган опеки и попечительства - установление опеки или попечительства;
- органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии попечения родителей.
3 р. дня со дня установления опеки или попечительства
Федеральная налоговая служба внесение в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП изменений в содержащиеся в них сведения, соответственно, о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе 5 р. дней со дня внесения изменений в реестр
Орган ЗАГС - о государственной регистрации смерти 3 р. дня со дня составления записи
Нотариус выдача свидетельства о праве на наследство 3 р. дня с даты выдачи свидетельства

Помимо перечисленной в таблице информации и документов, в которых она содержится, орган регистрации прав не вправе требовать представления учредительных документов юридического лица – заявителя, и документа, подтверждающего внесение государственной пошлины. Между тем, заявитель вправе представить любые нужные документы по собственной инициативе

Закон предусматривает возможность возврата заявления без рассмотрения (ст.25) и 55 оснований (ст. 26) для приостановления процедуры регистрации/учета. Приостановление делается на срок, необходимый для устранения основания, но не более 3 месяцев.

Уведомление о приостановлении процедуры должно направляться заявителю непосредственно в день приостановления, законом предусмотрена возможность обжалования не только отказа в учете и (или) регистрации прав, но и приостановления процедуры. Также процедуру на срок не более 6 месяцев может приостановить сам заявитель.

Отказать в регистрации прав или учете Росреестр может только в одном случае – если не устранены причины, послужившие основанием для приостановления процедуры.

Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа в течение трех рабочих дней.

Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

  • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
  • о переходе прав на объект недвижимости;
  • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
  • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Расширен перечень сведений, предоставляемых только правообладателям и некоторым иным лицам, теперь он включает сведения:

  • о дате получения регистрирующим органом заявления о кадастровом учете и (или) регистрации;
  • о содержании правоустанавливающих документов;
  • обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости;
  • сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН;
  • о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Расширен круг лиц, которым такие сведения предоставляются наряду с правообладателями, законом в него дополнительно внесены:

  • руководитель и его заместители государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов";
  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

За нарушение порядка хранения и обработки данной информации предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.

Подводя итог, можно кратко отметить наиболее значимые изменения в процедуре регистрации и учета недвижимого имущества:

введение единой учетно-регистрационной процедуры;
формирование Единого государственного реестра недвижимости;
сокращение сроков кадастрового учета, регистрации прав и предоставления сведений из ЕГРН;
закрепление порядка межведомственного взаимодействия и уведомительного порядка;
отказ от оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав;
уточнение оснований наступления ответственности регистрирующего органа и регистраторов.

Возврат к списку

Вы всегда в курсе наших акций и спецпредложений!

РАССЫЛКА ОТ ЭКСПРЕССЮРИСТ.РФ

Подписка для вас одним нажатием:
Покупатель
Юрист/Нотариус
Генеральный партнер проекта pravobox.ru
Вы точно хотите удалить это сообщение?
Да Нет
Да Нет
Общение:
Четкость формулировки задачи:
Общая оценка*:
0
+1
-1
Отзыв:
Качество материала МГФ:
Стоимость материла МГФ:
Общая оценка*:
0
+1
-1
Отзыв: